Демография эпидемии ВИЧ/СПИД в России
personalia
статистика
факты
мнения
новости
мужская консультация
ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ®
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Комментарии
Федеральная целевая программа

"Комплексные меры противодействия злоупотребелению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы"

 
9 сентября 1999 года Постановлением Правительства РФ №1030 утверждена Федеральная целевая программа. Не секрет, что сегодня ситуация с контробандой и незаконным оборотом наркотических средств по сути полностью вышла из под контроля государства. Практика показывает, что до 70% уголовных дел в Московском регионе возбуждается по ст.228 УК РФ ("незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ"). Эти факты подтверждают и положения самой Программы: "по экспертным оценкам (официальная статистика - прим. автора), количество потребителей наркотиков превышает 2 млн. человек (около 1,2% общего населения Российской Федерации); почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет; число связанных с наркотиками преступлений за последние 10 лет увеличилось в 10 раз, достигнув в 1998 году 190 тысяч". Здесь же приводится цифра, которая свидетельствует о том, что "по оценкам российских и международных экспертов раскрывается не более 10-15% подобных преступлений".

Очевидно, что в подобных условиях необходимо жесткое усиление мер по борьбе с наркотиками. Программа определяет основные меры государственной политики в сфере оборота и потребления наркотических средств. Реализация данной программы предполагается в рамках комплексной координации услилий различных государственных ведомств: в числе заказчиков, разработчиков и исполнителей Программы фигурируют МВД РФ, Минздрав РФ, Министерство образования РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Государственный комитет РФ по молодежной политике, Государственный таможенный комитет РФ, ФСБ, Федеральная пограничная служба РФ. Таким образом, становится понятным, что реализация Программы планируется путем осуществления как силовых, так и социально-экономических мер. Примечательным является также то, что Постановление об утверждении Программы в качестве Председателя Правительства подписано Владимиром Путиным, а в связи с его жесткими высказываниями по поводу борьбы с преступностью и контролем за исполнительными органами и при определенных политических условиях, это может быть залогом успешной реализации Программы.

В рамках реализации Программы предполагается несколько основных направлений:

  • во-первых, законодательные меры, включающие в себя приведение действующего законодательства в соответствие с принятым законом "О наркотических средствах и психотропных веществах"; разработку проекта федерального закона "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией"; внесение изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (в частности, в ст.126 - "обязательность предварительного следствия");
  • во-вторых, профилактические меры, включающие разработку дополнительных курсов по проблемам злоупотребления наркотиками в средних специальных и высших учебных заведениях; пособий и телематериалов антинаркотической направленности; создание в порядке эксперимента в Республике Северная Осетия - Алания и Московской области межрегиональных специальных учебно -воспитательных учреждений для детей и подростков, больных наркоманией (по 50 мест);
  • в-третьих, лечебно-реабилитационные меры - создание межрегиональных учебно-медицинских центров по реабилитации больных наркоманией; оснащение наркологических диспансеров необходимым лечебно-диагностическим оборудованием; разработка мер по повышению эффективности лечения наркоманов;
  • в-четвертых, силовые меры по пресечению незаконного оборота и потребления наркотиков - создание единой межведомственной базы данных о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков; создание геоинформационной системы по борьбе с наркотиками; проведение ежегодных комплексных операций по проверке производства, хранения и реализации наркотических средств, а также их уничтожению и пресечению нелегального поступления; увеличение штатной численности соответствующих правоохранительных органов (ОВД - на 7000 штатных единиц, пограничных войск - на 120, судов - на 49 и таможенных органов - на 300), а также создание центра по подготовке сотрудников.
В части определения задач и основных методов их реализации Программа выполнена достаточно четко и ясно. Однако наиболее слабым местом ее является "ресурсное обеспечение". В Программе заложены следующие суммы финансирования: всего 516,27 млн. рублей, в том числе, на 1999 год - 142,45; на 2000 - 245,37; на 2001 - 128,45. Имея в виду текущий курс рубля по отношению к доллару получаем совокупную стоимость реализации Программы в пределах 20 млн. долларов. В, принципе, сумма не слишком большая даже для нынешнего российского бюджета. Однако не стоит забывать о том, что Центробанк уже официально объявил курс доллара на начало 2000 года на уровне 32 рублей, а также о постоянных разногласиях с МВФ по поводу выдачи кредитов (на которых, кстати, в немалой степени основывается и бюджет). Таким образом, реализация программы напрямую зависит от эффективного и своевременного финансового обеспечения, которое в свою очередь во многом зависит от ряда субъективных факторов.

Другим недостатком Программы является контроль за ее исполнением. Контроль возложен на МВД и МинФин, которые являются одновременно заказчиками и исполнителями Программы. То есть круг по сути замыкается. В этой связи более рациональным представляется создание специального органа, либо передача контрольных функций не задействованному в реализации Программы ведомству.

(с) 1999. Константин Е. Михайлов

обсудить на ReForum+
ответить письмом
гостевая книга
спонсоры
демография россии
Бесплатная раскрутка сайта


Hosted by uCoz