КОММЕНТАРИЙ
Значение лабораторий как источников информации для последующей регистрации
случаев ВИЧ/СПИДа будет непрерывно возрастать. Случаи ВИЧ-инфекции нередко
диагностируются в амбулаторных учреждениях, поэтому поступление материалов
из лабораторий будет особенно полезным при идентификации центров тестирования
на ВИЧ амбулаторных больных [89], хотя для завершения процесса регистрации
каждого случая будут необходимы контакты с лечащим врачом. Рутинный сбор
информации о результатах тестирования на ВИЧ и определения числа клеток
СД4 из лабораторий и других центров (организаций) будет обеспечивать полноту
регистрации и может способствовать упрощению и повышению эффективности
процесса выявления первичных больных на уровне местных программ эпиднадзора.
Тем не менее, повторное тестирование одних и тех же пациентов может привести
к повторной регистрации и потребует кропотливой работы для исключения дубликатов.
Специалисты CDC приложат дополнительные усилия для выработки стандартов
лабораторных сообщений и для облегчения передачи информации из государственных
и частных лабораторий в отделы здравоохранения.
Критерии функционирования системы эпиднадзора за ВИЧ/СПИДом должны гарантировать
достаточно высокое качество информации, чтобы ее можно было использовать
для планирования целенаправленных профилактических и лечебных мероприятий,
а также для выявления новых тенденций в развитии эпидемии ВИЧ/СПИДа. Оценка
программ эпиднадзора за ВИЧ/СПИДом показала, что отдельные территории вполне
способны выполнять требования к качеству работы [5, 36, 61-67, 89, 90].
Согласно этим оценкам систем эпиднадзора, основанных на поименной регистрации
случаев ВИЧ/СПИДа, полнота сбора данных достаточно высока как в отношении
ВИЧ-инфекции (от 79% до примерно 95%), так и в отношении СПИДа (от 85%
до примерно 95%). Информация представляется своевременно (то есть в течение
3 месяцев после постановки диагноза) примерно в половине случаев СПИДа
и в трех четвертях случаев ВИЧ-инфекции [5]. По оценке CDC, процент дублирования
информации о случаях ВИЧ-инфекции, поступающей из различных штатов в национальную
базу данных, не превышает 2%, а в отношении случаев СПИДа - не более 3%
[5, 36]. Критерии функционирования системы отражают необходимость, чтобы
системы эпиднадзора идентифицировала случаи, имеющие особое значение для
общественного здравоохранения, и осуществляла за ними последующее наблюдение.
На основе результатов современных исследований об использовании кодированных
идентификаторов и учитывая современную инфраструктуру отделов здравоохранения
в штатах и на местах, можно сказать, что основанные на поименной регистрации
методы сбора и регистрации данных представляют наиболее простое и надежное
средство для своевременной, полной и точной регистрации людей, у кого были
диагностированы ВИЧ-инфекция или СПИД. Конфиденциальная поименная регистрация
позволит направлять информацию прямо из историй болезни, облегчит устранение
дублирования, обеспечит возможность сопоставления информации о случаях
СПИДа и ВИЧ-инфекции с другими медицинскими базами данных (например, базой
данных о случаях туберкулеза). Эта же система позволит получать информацию
о факторах риска и другие данные, необходимые и важные для органов здравоохранения.
Благодаря возможности непосредственных контактов с врачами, можно будет
идентифицировать редкие или необычные пути передачи ВИЧ, а также выявлять
случаи ВИЧ-инфекции, обусловленные необычными штаммами вируса; кроме того,
можно будет повысить эффективность профилактики СПИД-ассоциированных оппортунистических
инфекций [102-106]. Специалисты CDC помогут каждому штату осуществлять
мониторинг влияния различных медицинских мероприятий, эпидемиологических
мер и политики эпиднадзора за ВИЧ-инфекцией на отношение населения к тестированию
на ВИЧ. |